Главная / Советы / Основные правила перевозки детей в автомобиле

Основные правила перевозки детей в автомобиле

Автомобиль, согласно гражданскому законодательству, является источником повышенной опасности. С такой формулировкой соглашаются и не юристы. Особенно важно позаботиться о безрисковой транспортировки юных пассажиров. Растущему организму легче нанести травму, да и последствия ДТП, в которые попадают дети, как правило, бывают более серьезными. Поэтому в ПДД отдельно прописаны правила перевозки детей в автомобиле. С 2018 года они изменились. О том, каким образом – в статье.

Новые изменения в перевозке детей

Что нового: детей разделили на категории по возрасту.

  • от 0 до 7;
  • от 7 до 12;
  • от 12 и старше лет.

Про детей до 12 лет речь также идет, когда водитель управляет мотоциклом. Указано, что запрещена транспортировка несовершеннолетних этой категории на заднем сидении упомянутого ТС.

От возраста ребенка теперь зависит следующее:

  • на каком сидении его могут перевозить: спереди или сзади;
  • как при этом нужно фиксировать маленького человечка в автомобиле.

ПДД все детально регламентируют. Но некоторые пробелы, тем не менее, имеются, что дает возможность злоупотреблять правами как сотрудникам ГИБДД, так и водителям, перевозящим маленьких детей.

Перевозка детей до 7 лет

Вопреки бытующему заблуждению, маленьких пассажиров можно перевозить как на переднем сидении, так и на заднем. Однако необходимо использовать специальные удерживающие устройства или системы. В законе используется оба понятия. К данным устройствам предъявляются такие требования:

  1. Они должны соответствовать росту несовершеннолетнего;
  2. Необходимо, чтобы устройство соответствовало весу мальчика или девочки.

Формулировки вызывают ряд разногласий и практических проблем. Во-первых, ничего не сказано о наличии сертификата на кресло. И практика здесь неоднозначна. Дешевые удерживающие системы, как правило, никаких специальных документов не имеют. С одной стороны, сотрудник ГИБДД обязан убедиться только в наличие кресла. С другой – устройство может не обеспечивать безопасность перевозки несовершеннолетнего. Производителей, изготавливающих различные удерживающие систему, довольно много. Не каждый из них думает о безопасности тех лиц, которые будут пользоваться определенным продуктом.

Вторая проблема: что именно считать качественными ДУУ? Правоприменительная практика разная. В некоторых регионах и населенных пунктах представители полиции считают приемлемым использовать как кресла, так и «треугольники». В других – официальные лица заявляют: нет кресла – будет выписан штраф. Треугольники не признаются. Некоторые споры на эту тему доходили до Верховного суда. Орган правосудия определял, что «треугольник», если он сертифицирован, соответствует росту и весу несовершеннолетнего, можно считать удерживающей системой. Проблема 3: определение возраста ребенка. В ПДД (п. 22.9) указано, что до 7 лет нужно обязательно применять удерживающие системы или устройства. Но:

  • родители не обязаны возить с собой свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • некоторые дети выглядят старше своих лет, другие – моложе.

Можно рассмотреть такой пример: родители пристегнули крупного мальчика, которому не исполнилось 7 лет, стандартным ремнем на заднем сиденье. Нужно ли наказывать водителя авто? Формально – это сделать нужно. До 7 лет несовершеннолетний должен находиться в кресле. Практика же показывает, что все остается на усмотрение инспектора. А сотрудник ГИБДД имеет право поступить следующим образом:

  • потребовать документ, на основании которого можно определить возраст несовершеннолетнего;
  • учесть габариты мальчика или девочки, и не выяснять их возраста.

Опять же, официальные лица в регионах разъясняют, что инспектор ГИБДД в каждом конкретном случае имеет право действовать так, как посчитает правильным, естественно, ориентируясь на нормы закона. Главное что нужно вынести: свидетельство о рождении ребенка можно не брать с собой, как минимум, при осуществлении коротких поездок по городу. Скорее всего, дело не дойдет до установления даты рождения несовершеннолетнего. Практика показывает, что водителей сотрудники ГИБДД не посылают домой за свидетельством. Есть риск ошибиться.

Перевозка детей с 7 до 12 лет

Все из того же п. 22.9 ПДД РФ следует:

  1. Если ребенок перевозится на заднем сиденье, и возраст несовершеннолетнего – до 12 лет, то можно использовать ДУУ или стандартный ремень безопасности. Все зависит от габаритов ребенка. Так, если пристегнуть стандартным способом худенького и невысокого мальчика, то, вероятно, ремень будет проходить в области шеи ребенка, что опасно. Если же, например, 11-летняя девочка уже догоняет по росту своих родителей, то её можно пристегнуть стандартным ремнем. Но только при условии, если ребенок сядет сзади.
  2. Если ребенок в возрасте от 7 до 12 лет перевозится на переднем сиденье, то без удерживающего устройства не обойтись. Пренебрежение этим правилом наказывается, в соответствии с КоАП РФ. Об этом еще пойдет речь в статье.

Про детей, которым уже исполнилось 12, в ПДД отдельно речи не идет. Представляется, что на них распространяются правила, которые применяются к взрослым пассажирам. И это вполне логично: в 12 лет, как правило, человек находится в стадии переходного возраста или приближается к ней. Ребенок уже имеет значительный рост и вес. Если пристегнуть его обычным, стандартным ремнем, то он не будет испытывать дискомфорта. Полоска материала будет проходить по груди, а не по шеи. Да и из «этических» соображений сажать 12-летнего в кресло – это «преступление». Большинство детей туда, просто-напросто, не поместится.

Штраф за несоблюдение правил перевозки детей

Ч. 3 ст. 12.23 КоАП указывает, что применяются следующие штрафы:

  • 3000 рублей – в отношении водителя – физического лица;
  • 25000 – если виновником правонарушения признано должностное лицо;
  • 100000 рублей – в отношении юридического лица.

На практике, к ответственности привлекают, в основном, «физиков». Отметим, что размер штрафа довольно серьезный. За эти деньги, которые нарушителю придется отдать в распоряжение государства, можно приобрести бюджетное кресло. Подробнее о штрафах при перевозке детей.

Заключение

Приведем комментарий сотрудника ГИБДД по теме: новые правила запомнить довольно легко. Нужно знать, что закон делит детей на 3 группы. Самым маленьким нужно всегда ездить в кресле или с применением другого устройства. Дети средней группы спереди ездят в кресле, сзади – могут и с обычным ремнем. Если ребенку исполнилось 12 лет, то его уже можно рассматривать как взрослого. Такого несовершеннолетнего даже можно перевозить на заднем сидении мотоцикла. Что касается штрафа, то размер его довольно внушительный. Теоретически, водитель может быть привлечен к ответственности по нескольку раз за день. Несколько штрафов – это уже стоимость не просто какого-то ДУУ, а очень хорошего детского кресла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *