Главная / Законы / Транспортный налог в 2018-2019 году: Для пенсионеров, физических и юридических лиц

Транспортный налог в 2018-2019 году: Для пенсионеров, физических и юридических лиц

Ст. 356 Налогового кодекса РФ обязывает, если не каждого, то большинство автомобилистов страны вносить в пользу государства транспортный налог. Деньги вносятся в пользу государства раз в год, суммы разные – зависит от автомобиля. Недавно прошла новость о том, что этот налог отменил Путин, подписав соответствующий указ. Новость, как выяснилось, оказалось “фейковой” – не соответствующей действительности. Транспортный налог: отменили или нет в 2018 году? Однозначно – нет, но утвержден ряд поправок к НК РФ, которые делают жизнь ряда налогоплательщиков легче. Чтобы понимать, что именно произошло, нужно детально изучить информацию, касающуюся транспортного налога и произошедших изменений.

Налоговые ставки

Ст. 357 указанного закона определяет, что лицами, которые несут налоговую повинность, являются законные обладатели ТС. Машина должна быть зарегистрирована на имя некого лица в органах ГИБДД. Таким образом, можно говорить о том, что платить за обладание ТС обязаны:

  • физические лица, у которых имеется в собственности машина, мотоцикл или что-то еще, что считается транспортным средством;
  • юридические лица, имеющие ТС на балансе.

Причем налогоплательщики первой и второй категории делятся на более мелкие группы. Например, если говорить о физических лицах, то нужно отдельно выделять пенсионеров, например. Если рассматривать юридические лица, то особняком будут стоять компании, занимавшиеся подготовкой к Чемпионату мира по футболу в России.

Ставки для физических лиц

В ст. 361 НК РФ имеется таблица, на основании которой определяются налоговые ставки для различных транспортных средств.

Внимание: величина налога не зависит от того, кто именно является собственником ТС. Некоторые категории имеют льготы или полностью освобождаются от уплаты налога, но это не особо влияет. Куда более важно, какую мощность имеет автомобиль.

Налоговая база – то число «лошадок», которое находится под капотом транспортного средства. Например, если машина имеет мощность двигателя, меньше 100 л. с., то за каждую «кобылу» нужно уплатить 2.5 рубля. Если двигатель более мощный, то и ставка выше. Скажем, 5 рублей за силу двигателя, имеющего мощность в диапазоне от 150 до 200 лошадей. Учитываться могут киловатты мощности.

Внимание: Госдума определила, что вышеуказанные ставки действуют только в том случае, если иных тарифов не установлено в регионе.

Необходимо учитывать следующее:

  1. Каждый субъект Федерации имеет право определять свои ставки – повышать или понижать те, что указаны в ст. 361 НК РФ;
  2. Нельзя уменьшать величину ставки, предусмотренной на федеральном уровне для машин, имеющих мощность ниже 150 л.с. Это значит, что автолюбителю, проживающему в любом регионе страны, имеющему в собственности, например, «Калину» (86 л. с.), в любом случае придется платить 2.5 рубля за «лошадь» – минимум;
  3. На региональном уровне есть право определять иные обстоятельства, которые влияют на расчет налога. Например, размер платежа может зависеть от года выпуска ТС, его класса с точки зрения степени загрязнения окружающей среды.

Ставки налога для пенсионеров

Законодатель дает право субъектам РФ не только определять ставки налога, но и называть лиц, которые являются льготниками в данной сфере. Таким образом, в зависимости от региона, пенсионеры имеют возможность:

  • вовсе не платить государству деньги за обладание автомобилем;
  • воспользоваться скидкой при уплате налога за одно или несколько ТС.

Подчеркнем – все льготы устанавливаются на региональном уровне, нужно изучать налоговое законодательство субъектов страны. В указах президента или иных федеральных актах информации по теме не найти.

Ставки для юридических лиц

Для компаний ТН устанавливается в аналогичных размерах – как для физических лиц. На октябрь 2018 года еще действуют некоторые льготы для владельцев большегрузных машин – свыше 12 тонн, которые уплачивают взносы в счет компенсации за порчу дорожного покрытия трасс (система «Платон»). Но эти льготы будут отменять – соответствующие поправки уже приняты. Отдельно в законе указано, что ФНС не имеет права требовать денег за владение транспорта с компаний, относящихся к «ФИФА», и некоторых других организаций, занимавшихся подготовкой к ЧМ в стране.

Кто освобождается от уплаты налога

Федеральный законодатель, подготавливая положения о данном обязательном платеже, посчитал, что круг льготников каждый субъект РФ должен определять самостоятельно. Как правило, это следующие категории:

  • пенсионеры;
  • участники ликвидации различных катастроф, в том числе – аварии на Чернобыльской АЭС;
  • герои страны, труда, государства, которого уже не существует – СССР;
  • участники боевых действий;
  • представители многодетных семей.

В большинстве субъектов страны действуют освобождения или скидки для инвалидов и их опекунов. В рамках статьи нельзя детально рассказать о том, кто и в каком регионе имеет право на освобождение от осуществления обязательного ежегодного взноса, о котором идет речь, кто может воспользоваться скидкой. В каждом регионе свои правила, а субъектов в Федерации почти 100.

На что распространяется налог

Объекты налогообложения и вещи, не являющиеся таковыми, указаны в ст. 358 НК РФ и в таблице ниже.

Внимание: не облагаются налогом и ТС, которые числятся в угоне, считающиеся украденными, при условии, что на руках у собственника есть документ:

  • выданный компетентным органом;
  • свидетельствующий о том, что преступление было совершено.

Как указывалось выше, налоговая база для наземных ТС определяется, как мощность силового агрегата в «лошадях». В иных случаях база такова:

  • для ТС, использующих для перемещения по воздуху реактивную тягу – паспортная статическая тяга;
  • для несамоходных плавучих средств – валовая вместимость;
  • для остального транспорта, перемещающегося по воде или по воздуху – единица средства.

Как происходит порядок подсчета налогов

Сотрудники ФНС используют следующую основную формулу транспортного налога: ТН = налоговая база * ставку. Это упрощенный вариант. Формула может быть дополнена различными переменными:

  • размер скидки;
  • доля в собственности на ТС конкретного налогоплательщика;
  • количество месяцев владения автомобилем.

В целом же сумма налога, который нужно уплатить, определяется следующим образом:

  1. Допустим, что у физического лица есть авто, мощностью 90 лошадиных сил;
  2. Льгот для плательщика не предусмотрено;
  3. Ставка – 2.5 рубля за «лошадь». Выходит, что человеку нужно заплатить: 2.*90=225 рублей.

На что идут средства

Логично предположить, что полученные регионами деньги должны идти в некие дорожные фонды, то есть за их счет должно:

  • ремонтироваться дорожное покрытие;
  • улучшаться инфраструктура и т. д.

Так и было ранее. Однако правило о том, что деньги, полученные в виде ТН, должны расходоваться только на дорожную сферу – отменено. По состоянию на 2018-2019 год, можно говорить о следующем:

  1. Все средства от владельцев транспорта поступают в региональный бюджет;
  2. Органы власти субъектов РФ имеют право по своему усмотрению, в соответствии с бюджетным законодательством, тратить эти деньги. Не обязательно на дороги. За счет указанных средств может быть осуществлен расчет с какими-то подрядчиками, осуществляющими важные для общества работы, может быть выплачена заработная плата государственным служащим регионального уровня и т. д.

Срок уплаты налога

Согласно ст. 363 НК РФ, «физики» обязаны внести деньги на счет государства не позднее 1 декабря года. Налог уплачивается за прошедший календарный год. Пример: человек приобрел легковой автомобиль в марте 2017 года. До какого числа и в каком году нужно уплатить налог за март – декабрь 2017? Правильный ответ: до 1 декабря 2018 года.

Внимание: президент Путин подписал документ, который амнистирует налогоплательщиков, имеющих задолженность, в том числе по транспортному налогу за 2014 и более ранние годы. За указанные периоды долг можно не уплачивать.

Нужно ли платить налог за 2015 и последующие годы? Да это делать необходимо, иначе, «уклонист» может быть привлечен к ответственности.

Способы оплаты

Есть несколько вариантов разделаться с суммой налога:

  1. Через интернет;
  2. Оффлайн.

Каждый из вариантов подразумевает использование одного из способов. Самые удобные – те, когда не нужно выходить из дома. Можно:

  1. Узнать информацию о состоянии задолженности через Госуслуги и оплатить через Сбербанк указанную сумму, зайдя на официальный сайт или в приложение;
  2. Можно осуществить платеж, войдя в личный кабинет на сайте ФНС.

Вариант, когда куда-то нужно идти: можно обратиться в отделение какого-либо банка или осуществить оплату через терминал финансовой организации.

Как узнать сумму задолженности

Проверить факт наличия долг и его размер можно следующими способами:

  1. Обратиться в ближайший территориальный налоговый орган. Потребуется паспорт. Специалист проверит факт наличия задолженности. Распечатает квитанцию, если это будет необходимо;
  2. Войти в личный кабинет на официальном сетевом ресурсе ФНС. Для этого необходимо получить логин и пароль у налоговиков.

Войти на портал государственных услуг и ознакомиться с информацией там. Кстати, на сайте можно получить сведения о неоплаченных штрафах ГИБДД, о судебных долгах и т. д. Какой способ самый лучший? Все зависит от мышления налогоплательщика. Людям старой закалки проще обратиться в органы ФНС лично. Остальным, безусловно, проще получить информацию в личном кабинете.

Внимание: если дата уплаты транспортного налога подходит, а извещение от налоговиков об этом не получено, лучше проявить инициативу и поинтересоваться, какая сумма налога начислена.

Ответственность за неуплату налога

Если не платить транспортный налог, то компетентные органы имеют право:

  1. Обратиться в суд и взыскать сумму задолженности. Срок, в течение которого это можно сделать составляет 36 месяцев;
  2. Обязать выплатить штраф 20% или 40% от суммы задолженности. Повышенный размер штрафа применяется, если налогоплательщик уклонялся от исполнения своей обязанности умышленно;
  3. Взыскать пеню, составляющую 1/300 процентной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Заключение

В заключение, отметим, что транспортный налог, увы, отменять пока не собираются. Несмотря на то, что полученные средства используются не в целях починки дорог, например, государство и регионы не могут отказаться от этих денег, поступающих довольно исправно и ежегодно в бюджеты субъектов РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *